Контакты

Тел.: +7(8652)50-75-17, +7(8652)51-33-90 (факс); Электронная почта: dou_24@stavadm.ru, detsad_24@bk.ru

Адрес

355005, город Ставрополь, улица Шпаковская, 1б

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ В СООТВЕТСВИИ С ФГОС ДО»

12.01.2017

Цель: сформировать представление о психологической готовности детей подготовительной группы к школе, познакомить родителей с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с формой диагностирования детей — будущих первоклассников.

План

  1. Что такое психологическая готовность ребенка?

2.Диагностика готовности ребенка к школе( цель, использованные методики, результаты)

3.Как относиться к результатам диагностики (советы родителям).

4.Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.

 

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители! Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок был как можно лучше подготовлен к школе.

В 6-7 лет ребек уже представляет собой в известном смысле личность. Осознает свою половую принадлежность, ориентируется в семейно-родственных отношениях,умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками, имеет навыки самообладания и т. д.. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает прелбладание чувства «Я ДОЛЖЕН» над мотивом «Я ХОЧУ». В этом возрасте особое значение приобретает психологическая готовность к учению в школе. Что такое психологическая готовность ребенка к школе? Это высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности ребенка.Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других.

Выделяют следующие показатели психологической готовности:

Мотивационный

Интеллектуальный

Личностный

Социальный

Речевой

Физиологический

Мотивационная готовность. Мотивация складывается у детей при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность есть и у малышей, а дальше она подобно костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому важно отвечать на вопросы детей, больше читать художественных и развивающих книг, играть с детьми в развивающие игры. Очень важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности.: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Ваша помощь поможет справиться с трудным заданием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. При этом надо эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Эти действия позволят ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. Пока это не войдет в привычку (доводить дело до конца). Но взрослый внимательно должен оценивать ситуацию, действительно ли нужна его помощь или ребенку лень самому потрудиться. Помощь –это и эмоциональное подбадривание и ваша уверенность, что у ребенка все получится. Такое общение формирует учебную мотивацию ребенка.

Социальная готовность. Ребенок должен быть готов к изменению социальной позиции (детский сад остается в прошлом, наступает новый период получения знаний – в школе). Внутренняя позиция ребенка формирует эмоционально благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым элементам деятельности. Ребенок осознает необходимость учения, понимает его важность и социальную значимость. Но помните: желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Надо ребенку рассказывать о школе, об учителях, знаниях, чтобы вызвать устойчивый положительный познавательный интерес к школе. Не пугайте детей сложностями в школе.

Личностная готовность. Для успешного обучения в школе ребенок должен уметь строить адекватные отношения со взрослыми, то есть должна быть развита «произвольность»(сила воли). На пороге школы происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности низкий, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для житейского общения. Эти дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места. Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками без особой конфликтности, легко устанавливать контакты, относиться к ним как к партнерам. В противном случае ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно реагировать на успех или неудачу. Часто мы слышим «Я самый сильный» , «Мой рисунок самый лучший»-необъективная высокая оценка себя. Это является особенностью детского самосознания. Должно пройти само собой в результате кризиса 7 лет (не надо ничего делать). А вот если заниженная самооценка — это дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места.

Интеллектуальная готовность. Это развитие мыслительных процессов—обобщение, сравнивание, классификация, выделение существенных признаков, уметь делать выводы.У ребенка должны быть развиты:

Ориентировка в пространстве

Регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции)

Любознательность

Воображение,

наблюдательность

Образные представления

Речь и мышление ( способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

Тонкая моторика руки (владение ручкой , карандашом, ножницами, навыки рисования)

Хорошая память.

Наш детский сад работает по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В нем прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ( в уголке для родителей). Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ» ребенка 6-7 лет, в основе которого лежит совокупность качеств личности как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.

Ребенка считают не готовым к школе , если он:

Настроен исключительно на игру, недостаточно самостоятелен, не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию, мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово, имеет серьезные нарушения речевого развития, не умеет общаться со сверстниками, не хочет контактировать со взрослыми.

Показатели благоприятной адаптации ребенка к школе:

Формирование адекватного поведения, установление контактов с учителем и учениками, овладение навыками учебной деятельности.

  1. Диагностика готовности ребенка к школе

Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

-физическую готовность к школе (соответствие возрастным нормам, группа здоровья от которых зависит работоспособность в условиях обучения)

-психическая готовность (уровень развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости)

-социальную готовность — развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношения к родителям, взрослым, сверстникам, вещам, игрушкам, правилам поведения, коммуникативные умения)

-дидактическую готовность – готовность как субъекта учебной деятельности (наличие учебных умений и навыков)

На основе результатов диагностики определяется уровень школьной зрелости: высокий, средний , низкий, нулевойЦель диагностики: насколько соответствует уровень развития ребенка тем нормам, которые характерны для этого возраста. Соответствует нормам — хорошо. Если нет — необходимо решать проблему, так как в дальнейшем решать ее будет сложнее.

Примеры диагностики. Вопросы:

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей?
  4. Как называется город (страна) ,где ты живешь?
  5. Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
  6. В какое время года на деревьях появляются листья?
  7. Что остается на земле после дождя?
  8. Чем отличается день от ночи?
  9. Хочешь ли ты идти в школу?
  10. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
  11. Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?

1-8 вопросы — ориентировка в окружающем. Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов.

Высокий — 7-8 правильных ответов

Средний — 5-6 правильных ответа

Низкий — 4 и меньше правильных ответа

9-11 вопросы – отношение к школе. Правильные ответы 9 — хочу, 10 — занятия, уроки ,знания, 11 — школьное обучение лучше. Итоговый уровень определяют по количеству правильных ответов.

Высокий — 3 ответа правильных

Средний — 2 правильных ответа

Низкий — 1 правильный ответ

3.Как относиться к результатам диагностики?

Самое главное — относиться спокойно. Если оценки низкие , нужно заняться развивающими играми. И через определенное время (1 месяц) повторить диагностику. Если ребенок показал высокие результаты — можете быть довольны. Но надо задуматься, как развивать его дальше, чтобы его развитие не остановилось.

4.Практические рекомендации родителям будущих первоклассников — как адаптироваться к школе.

Выделим несколько основных аспектов готовности ребенка к школе:

— Здоровье детей , идущих в школу. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе сам» владеет ли он элементами самозащиты.

— Уровень воспитанности и нравственных качеств. Трудолюбие. Отношение к окружающим.

— Выражение себя и своего отношения к окружающему миру в изодеятельности (рисунок «Моя семья»)

— Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в фонетической стороне речи, готовность руки к письму)

— Навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе.

Необходимо выяснить, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система создает атмосферу эмоционального благополучия и таким образом стимулирует учебную деятельность. Важно не показывать школу в развлекательном ракурсе, но и не пугать школой.
Приложение 1

Памятка для родителей будущих первоклассников.

Что надо знать и уметь ребенку, поступающему в школу.

1.Свое имя ,фамилию, отчество.

2.Свой возраст (желательно дату рождения.)

3.Свой домашний адрес.

4.Свой город и его главные достопримечательности.

5.Страну, в которой живет.

6.Фамилию, имя , отчество родителей.

7.Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8.Домашних животных и их детенышей.

9.Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера и их повадки, детенышей.

10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

11.Различать обувь, одежду и головные уборы, зимующих и перелетных птиц, овощи, фрукты, ягоды.

12.Знать, уметь рассказывать русские народные сказки.

13.Знать великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого.

14.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ).

16.Уметь полно и последовательно перессказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.

17.Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.

18.Различать гласные и согласные звуки.

19.Разделять слова на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков.

20.Определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, сани, зубы, осы.

21.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22.Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контур предметов.

23.Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10. Считать до 20, решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта